Сегодня Версия для слабовидящих
Прокуратура Кировской области

Приказ № 89 от 11.05. 2016 Об утверждении регламента организации в городских и районных прокуратурах, Кировской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления


Об утверждении регламента организации в городских и районных прокуратурах, Кировской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления

    В целях совершенствования деятельности городских и районных прокуратур, Кировской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и обеспечения эффективного надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления Кировской области, руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю :

    1. Утвердить и ввести в действие со дня подписания настоящего приказа регламент организации в городских и районных прокуратурах, Кировской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления Кировской области.
    2. Контроль за исполнением требований настоящего регламента возложить на первого заместителя прокурора области.
(п. 2 в ред. приказа от 07.03.2019 № 51)
    3. С приказом и регламентом ознакомить работников аппарата прокуратуры области и горрайспецпрокуратур.


Прокурор области

государственный советник
юстиции 3 класса                                                    Н.В. Журков



Приложение к приказу прокурора области от  11 .05.2016 № 89



РЕГЛАМЕНТ
Организации в городских и районных прокуратурах, Кировской прокуратуре по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления

. Общие положения

Организация прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления строится в соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказами Генерального прокурора РФ № 144 от 17.09.2007, № 155 от 02.10.2007 в порядке, определенном настоящим Регламентом.
Персональную ответственность за организацию надзора на этом участке несет горрайспецпрокурор (далее прокурор).
Непосредственно организация и осуществление надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления возлагается на сотрудника (сотрудников) прокуратуры района (города) - прокурора, заместителя (заместителей), помощника (помощников) прокурора - в соответствии с распоряжением прокурора о распределении обязанностей (далее исполнитель).
. Работа с проектами правовых актов органов местного самоуправления
Работа с проектами нормативных правовых актов органов местного самоуправления заключается в их правовой оценке с целью предупреждения принятия незаконных актов. Критерием оценки актов органов местного самоуправления является соответствие их Конституции Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам федерального и областного уровней, а также Уставу муниципального образования. Акты органов местного самоуправления не должны противоречить общеобязательным нормативным актам федеральных министерств и ведомств (приказам, постановлениям, инструкциям, правилам и т.д.), изданным по уполномочию Президента РФ или Правительства РФ, прошедшим регистрацию в Министерстве юстиции РФ и опубликованным в официальных изданиях.
Исполнитель обеспечивает предварительное получение прокуратурой проектов нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере функционирования водного, воздушного, железнодорожного транспорта в течение суток с момента получения направляются исполнителем Приволжскому транспортному прокурору посредством электронной почты на адрес otdel-1@ptproc.ru.
Прокурор, ознакомившись с проектом, поручает его анализ исполнителю, устанавливая срок.
Свою работу с проектом правового акта исполнитель строит в следующем порядке:
а) определение предмета регулирования правового акта;
б) изучение федерального и областного законодательства по данному вопросу, норм Устава МО;
в) подборка переписки по этой теме, если таковая имеется в прокуратуре;
г) оценка соответствия проекта акта Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам.
Процесс оценки предполагает получение ответов на следующие вопросы:
    •  каковы цели издания правового акта, и не противоречат ли эти цели Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, насколько реально правовой акт обеспечивает достижение целей его издания;
    •  какие обстоятельства послужили основанием для подготовки проекта правового акта, и насколько эти обстоятельства согласуются с положениями федерального и областного законодательства;
    •  во исполнение или на основе какого закона разработан правовой акт, соответствуют ли фактические обстоятельства, обусловившие его издание, основаниям, указанным в законе;
    •  в пределах ли полномочий соответствующего органа местного самоуправления принимать подобные акты;
-    соблюдены ли форма, порядок его принятия и опубликования;
-    не содержит ли проект коррупциогенных факторов.
По результатам изучения проекта нормативного правового акта исполнитель в обязательном порядке делает соответствующую запись на проекте (без замечаний либо какие имеются замечания), ставит дату и подпись.
Проект правового акта с результатами изучения докладывается исполнителем прокурору в установленный им срок.
Изученные проекты исполнитель учитывает в Реестре изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения, форма которого утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 144 от 17.09.2007.
При наличии замечаний и предложений к проекту исполнитель уточняет позицию разработчиков проекта по выявленным нарушениям, их аргументы и пояснения. Результаты оформляются в виде письменного заключения (замечания или предложения), в котором указываются: наименование проекта, анализ соответствия его действующему законодательству, существо замечаний, аргументы разработчиков и почему они не могут быть приняты, выводы и предложения. Замечания в письменной форме в обязательном порядке направляются в орган местного самоуправления, которым будет принят или издан данный нормативный правовой акт.
Прокурор лично (при отсутствии - заместитель) участвует в рассмотрении проектов правовых актов на заседаниях районного (городского) представительного органа местного самоуправления. В случае наличия замечаний и предложений к проекту, выступает с заключением и требованием о приведении проектов в соответствие с законодательством, исключением коррупциогенных факторов. При рассмотрении проектов правовых актов в сельских представительных органах, прокурор обеспечивает участие работника прокуратуры.
Исполнитель ведет учет участия сотрудников прокуратуры в заседаниях представительных органов местного самоуправления, указывая: порядковый номер; наименование органа, проводившего заседание; Ф.И.О. сотрудника прокуратуры, участвовавшего в заседании; рассмотренные замечания прокуратуры либо акты прокурорского реагирования; результат рассмотрения; дальнейшие действия в случае отклонения.
В случае отклонения замечаний на проект нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления, прокурором незамедлительно направляется информация главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, для использования им права отклонить муниципальный нормативный правовой акт, принятый соответствующим представительным органом местного самоуправления.
. Работа с принятыми правовыми актами органов местного самоуправления
Исполнитель обеспечивает поступление из органов местного самоуправления правовых актов, по которым, в срок не более 30 дней со дня их принятия или издания, проводится проверка законности.
На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере функционирования водного, воздушного, железнодорожного транспорта в течение суток с момента получения направляются исполнителем Приволжскому транспортному прокурору посредством электронной почты на адрес otdel-1@ptproc.ru.
Изученные нормативные правовые акты исполнитель учитывает в специальных журналах по форме, указанной в приложении № 1.
Соответствующий учет нормативных правовых актов ведется отдельно по каждому муниципальному образованию и отдельно по каждому органу местного самоуправления, наделенному полномочиями принимать нормативные правовые акты, в электронной форме, а также на бумажном носителе и по итогам каждого полугодия подписывается прокурором.    
Проверка законности правового акта начинается с оценки содержания акта на предмет удовлетворения замечаний прокурора, высказанных ранее, на стадии принятия правового акта (если такие имелись).
При работе с правовым актом обращается внимание на:
1) соответствие содержания акта нормам действующего законодательства;
2) правомочность органа издавать акт по данному предмету правового регулирования;
    3) не устанавливаются ли актом обязанности граждан и юридических лиц, не предусмотренные Конституцией и законами РФ, законами области, уставом муниципального образования;
    4) не устанавливаются ли актом не предусмотренные законодательством РФ налоги, сборы, пошлины;
    5) не содержит ли акт разрешения на запрещаемые законом действия;
    6) не противоречит ли правовой акт ранее принятым тем же органом актам;
    7) соблюден ли порядок принятия или издания акта, в том числе соблюден ли порядок проведения публичных слушаний, размещался ли проект акта в сети Интернет для проведения независимой экспертизы, проводились ли иные обязательные процедуры, если осуществление указанных действий предусмотрено действующим законодательством для принятия данных правовых актов;
    8) соответствуют ли законодательству положения, определяющие сроки вступления в силу правового акта;
    9) содержит ли акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подпись уполномоченного лица;
    10) соблюдены ли форма правового акта;
    11) соблюден ли порядок опубликования (обнародования) правового акта. При проверке уставов муниципальных образований и решений и внесении в них изменений проверяется соблюдение требований о направлении данных НПА и сведений об их опубликовании (обнародовании) в органы юстиции в установленные законодательством сроки;
    12) не содержит ли акт коррупциогенных факторов.  
По результатам проверки законности правового акта на нем делается соответствующая запись (без замечаний или указывается, какие имеются замечания и какие меры прокурорского реагирования приняты), указывается дата, ФИО лица, проводившего проверку, его подпись.
Кроме того, исполнитель изучает все принятые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, проводит с органами местного самоуправления сверку принятых и направленных в прокуратуру правовых актов.
  Прокурор, ознакомившись с выводами и предложениями, имеющимися по результатам проверки правовых актов, поручает исполнителю подготовить документы прокурорского реагирования: протест, представление или заявление в суд.
В тех случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом, последний обязан сообщить прокурору о дне заседания этого органа в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурор выступает на заседании с обоснованием мотивов принесения протеста, разъясняет требования закона, сущность допущенного нарушения.
Если протест, направленный главе муниципального образования или в  местную администрацию, не рассмотрен в течение 10 дней, а протест, направленный в представительный орган, - на ближайшем заседании, либо необоснованно отклонен, прокурор в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства РФ обращается с административным исковым заявлением в суд.
Если опротестование незаконного правового акта органа местного самоуправления не имеет смысла ввиду того, что он исполнен, прекратил свое действие (утратил силу за истечением указанного в нем срока действия), прокурор реагирует путем внесения представления или принятия иных мер в зависимости от наступления тех или иных правовых последствий действия незаконного акта.
По мере необходимости вносятся обобщенные представления по результатам анализа нарушений законов, допускаемых при издании актов, а также на основе изучения причин издания органами местного самоуправления правовых актов, противоречащих законам. При наличии оснований ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, по вине которых были изданы незаконные правовые акты ОМС.
Исполнитель обеспечивает контроль за исполнением судебных решений о признании правовых актов органов местного самоуправления противоречащими законодательству и недействующими, в том числе судебных решений, вынесенных по заявлениям граждан и организаций.
В случае, когда органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным либо областным законодательством изданного либо принятого ими нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам либо иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, исполнитель готовит от имени прокурора представление руководителю органа либо должностному лицу местного самоуправления по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного решения. По результатам рассмотрения представления, в случае, если изложенные в нем требования не удовлетворены, исполнитель готовит от имени прокурора документы для направления в уполномоченный орган с целью решения вопроса о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. 73 и ст. 74 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В случае, если при анализе незаконного акта органа местного самоуправления, выявлены противоречащие федеральному законодательству акты органов представительной и исполнительной власти области, о выявленных противоречиях незамедлительно ставится в известность прокуратура области.

IV. Проведение сверок муниципальной правовой базы в связи с изменениями регионального и федерального законодательства.

Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007                  № 155 исполнитель регулярно отслеживает изменения федерального и областного законодательства и проводит по ним сверку. Сверка муниципальных правовых актов должна проводиться в четыре последовательных этапа в течение месяца с момента изменения федерального и областного законодательства.  
При выявлении нормативных правовых актов, не приведенных в соответствие с изменившимся законодательством, исполнитель обеспечивает принятие мер реагирования в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу соответствующих законов или других нормативных правовых актов либо истечения установленных в них иных сроков для внесения изменений в муниципальные нормативные правовые акты.
Сведения о выявленных незаконных муниципальных нормативных правовых актах, принятых в связи с этим мерах реагирования и результатах их рассмотрения отражать в соответствующем реестре.
(абз. 2 и 3 раздела IV приказа от 06.06.2019 № 157)
1. Анализ изменений федерального и областного законодательства, судебной практики.
На данном этапе надлежит изучить все вновь принятые за период сверки на федеральном и областном уровне законодательные и иные подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Кировской области, затрагивающие сферу деятельности органов местного самоуправления, в том числе те, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, а также проанализировать складывающуюся судебную практику.
2. Определение перечня муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих сверке с принятыми на федеральном и региональном уровне нормативными правовыми актами.
Проанализировав изменения федерального и областного законодательства, надлежит определить перечень действующих муниципальных правовых актов по тем отраслям законодательства, которые подверглись изменениям.
Помимо учетов правовых актов, которые ведутся в прокуратуре, на этом этапе сверки возможно использовать сведения, содержащиеся в информационно-справочной системе «Консультант плюс» (для тех муниципальных образований, где органы местного самоуправления обеспечивают размещение муниципальных правовых актов в данной системе), а также данные федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (доступ к регистру в сети Интернет по адресу: www.zakon.scli.ru).
3. Оценка нормативных правовых актов органов местного самоуправления в связи с изменением федерального и областного законодательства.
Надлежит изучить содержание муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения, правовая регламентация которых была изменена федеральным и (или) региональным законодательством, сопоставить положения этих актов с нормами, содержащимися в нормативных правовых актах Российской Федерации и Кировской области, подвергшихся изменениям. Выяснить, имеются ли нормативные правовые акты органов местного самоуправления, вступившие в противоречие с изменившимся федеральным и областным законодательством.
По окончанию данного этапа сверки необходимо определить перечень муниципальных нормативных актов, нуждающихся в корректировке с вновь принятыми на федеральном и региональном уровне нормативными актами, в том числе с теми, которыми внесены изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты.
4. Оформление акта сверки.
По результатам сверки в течение месяца с момента принятия правовых актов федерального и областного уровня, на предмет соответствия которым проводилась сверка, необходимо составить акт сверки по форме, указанной в приложении № 2.
В акте должны быть отражены следующие сведения:
- дата сверки;
- наименование и реквизиты нормативных правовых актов Российской Федерации и Кировской области, на соответствие с которыми проводится сверка муниципальных правовых актов;
- вывод о результатах сверки, содержащий краткую характеристику выявленных в муниципальном правовом акте противоречий действующему законодательству, а также сведения о необходимости принятия новых муниципальных правовых актов в целях реализации федерального и областного  законодательства, сведения о необходимости применения мер прокурорского реагирования либо реализации полномочий, предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
Акт сверки должен быть подписан лицом, проводившим сверку, и утвержден прокурором, находиться на контроле до приведения органами местного самоуправления выявленных в ходе сверки муниципальных правовых актов в соответствие с законодательством либо до принятия органами местного самоуправления правового акта, необходимого для реализации федерального и областного законодательства.


V. Контроль

Контроль за надлежащим исполнением требований по организации надзора за законностью муниципальных правовых актов осуществляет прокурор.
В целях контроля прокурор ежемесячно лично проверяет полноту ведения учетов принятых муниципальных нормативных правовых актов, их проектов, своевременность и качество изучения муниципальных правовых актов по всем поднадзорным органам местного самоуправления, а также своевременность и качество составления актов сверок по изменениям федерального и областного законодательства.
Правовые акты органов местного самоуправления, учеты муниципальных нормативных правовых актов, учеты проектов муниципальных правовых актов, акты сверок по изменениям федерального и областного законодательства, документы прокурорского реагирования хранятся в специальных нарядах прокуратуры.
VI. Отражение работы прокуратуры по надзору
за законностью муниципальных правовых актов

    Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ № 155 от 02.10.2007 о результатах работы по надзору за законностью правовых актов исполнитель готовит докладные записки за подписью прокурора и ежеквартально до 25 числа последнего месяца квартала представляет в прокуратуру области.

Во исполнение приказа Генерального прокурора РФ № 144 от 17.09.2007 о состоянии правотворческой работы в районе заместитель (помощник) прокурора готовит информационно-аналитические справки за подписью прокурора и раз в полугодие к 10 июля и к 10 января представляет в прокуратуру области.

    






















перейти к списку версия для печати версия для печати

Органы прокуратуры области в районах


Выберите район:

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Главная

Руководство

Структура

Документы

Взаимодействие со СМИ

Контакты

Правовое просвещение

Прокуратура Кировской области

Контакты

АДРЕС

610000, г. Киров ул. Володарского, 98

Телефон:

+7 (8332) 64-87-32
+7 (8332) 38-11-53

E-mail: prokuror@oblast.kirov.ru

Полезные ссылки