Я виновник ДТП что мне грозит

ДТП на каршеринге: что нужно знать

Авария — это всегда неприятно, но если она произошла на арендованном автомобиле, у водителя двойные проблемы. Неправильное оформление ДТП грозит оплатой всех убытков, предупреждают эксперты. Штраф положен и виновнику столкновения, ему придется возместить оператору каршеринга не только затраты на ремонт, но и упущенную выгоду. С дополнительными проблемами клиент столкнется, если «посадит за руль» своего друга. Юристы поделились советами, как обезопасить себя, беря машину в краткосрочную аренду.

При любом ДТП порядок действий идентичен говорит Алена Зеленовская, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) × Закон не делает исключений для арендованных машин. Нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки и позвонить в ГИБДД. Главным отличием, по словам Татьяны Мацуковой из ЮК «Генезис», будет то, что о случившемся нужно оповестить и арендодателя. В некоторых договорах прописано, что сделать это нужно немедленно, при первой возможности. Сообщить о ДТП можно как через приложение, так и по номеру телефона. А заодно узнать, можно ли составить европротокол. То есть самим оформить ДТП без вызова полицейских. Многие компании не позволяют пользоваться упрощенной схемой. У оператора нужно уточнить и список необходимых документов, и сроки их предоставления компании.

  • протокол об административном нарушении;
  • постановление или определение о ДТП;
  • полис ОСАГО;
  • заявление о страховом случае.

Обязательно нужно сделать как можно больше фото и видео с места ДТП. Это может пригодиться в будущем. После составления протокола необходимо снова позвонить диспетчеру каршеринговой компании, сообщив о завершении формальных процедур. Михаил Чернокозов, юрист отдела судебной практики ЮФ Солнцев и партнеры Солнцев и партнеры Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры: mid market) группа Семейное и наследственное право группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 18 место По количеству юристов Профайл компании × предупреждает, что «на слово» верить операторам нельзя. Лучше все условия узнать в договоре. Он делится случаем из практики компании:

Водитель не справился с управлением и съехал с дороги на арендованной машине. Сразу позвонил оператору каршеринга, тот сказал, что с места ДТП после оформления можно уезжать, никакие бумаги привозить не нужно. Спустя время клиент узнал, что на него подари в суд и согласно договору из-за непредставления документов компании ответственность за причиненный машине ущерб ложится на плечи водителя. Фактически автолюбителя в заблуждение ввел сам оператор, несмотря на это, первая инстанция требования удовлетворила и взыскала с ответчика 500 000 руб. После этого водитель обратился к юристам и с их помощью заключил мировое соглашение, выкупив пострадавшую машину.

В большинстве случаев в договоре компании прописывают не только ответственность за нарушение сроков передачи документов о ДТП, но и за их неправильное оформление. Так, один из популярных сервисов краткосрочной аренды указал, что клиент выплатит всю сумму ущерба, если некорректно запротоколирует аварию. Этот подход связан с отказом страховой оплачивать ремонт машины, объясняет Антон Атяскин, адвокат АБ Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры 20 место По количеству юристов × .

Если вы не виноваты в ДТП, то просто дождитесь завершения оформления, сообщите об этом в каршеринговую компанию и проследите за правильностью заполнения всех документов.

Аким Ложковой, адвокат АК Бородин и партнеры

Если вы виновник

Если ДТП устроил сам арендатор, то кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения водителю нужно быть готовым заплатить оператору каршеринга, говорит Атяскин. Компании потребуют выплатить и обязательный штраф, его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. За обычную машину может быть один, и совсем другой за ущерб авто премиум-класса.

Один из самых громких скандалов с завышенными ценами в случае аварии на каршеринге произошел в 2016 году. Тогда водитель на арендованном авто попал в ДТП, проехав на красный свет. После этого компания выставила ему счет почти на 600 000 руб. Об этом он сообщил на своей страничке в социальных сетях и заявил, что намерен судиться с оператором каршеринга. После скандала компания пересмотрела тарифы и снизили сумму требований до 150 000 руб (См. «Делимобиль» отменил полумиллионный штраф клиенту за разбитый автомобиль)

Не все каршеринговые компании покупают КАСКО, поэтому включают в договоры условия о частичном возмещении ущерба автомобилю по вине арендатора. Причем путем списания денег с карты в безусловном порядке.

Алена Зеленовская, адвокат, руководитель практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) ×

У некоторых фирм есть так называемая франшиза «Виновника». То есть, при оформлении полиса КАСКО они заключают договор с определённым порогом. Чем он выше, тем дешевле сама страховка. В случае ДТП виновный водитель выплачивает только обозначенную сумму, а все остальное компенсирует страхования компания. Например, франшиза — 100 000 руб., а ущерб 30 000 рублей — придется заплатить все, но если дефекты авто оценят в 400 000 руб., то клиент каршеринга возместит только 100 000 руб. Если водитель не согласен с цифрой, которую насчитали за повреждения машины, он может написать жалобу арендатору. Если договориться не выходит, надо обращаться в суд. Мацукова предупреждает, что подсудность может быть предусмотрена договором.

Практика не в пользу клиента:

В январе 2019 года Иван Мышкин* арендовал у ООО «Каршеринг Руссия» автомобиль, но не выдержал безопасную дистанцию и въехал во впереди идущую машину. Его признали виновником аварии. Тогда компания оценила причиненный ТС ущерб, он согласно заключению составил больше 500 000 рублей. Вернуть деньги водитель не захотел, общество обратилось в суд. Компания просила не только взыскать средства на ремонт, еще и расходы на экспертизу, штраф за невыполнение требований договора о возмещении ущерба и пени – всего почти 600 000 руб. В суде водитель заявил, что в иномарке были неисправны тормоза, это и стало причиной столкновения. Но так как доказательств он не предоставил, первая инстанция встала на сторону арендатора авто. Суд решил, что клиент должен выплатить всю заявленную сумму, так как отказ от исполнения обязательств по договору недопустим (дело № 2-879/2020, вступило в силу).

Олег Ромашкин* взял машину в аренду и попал на ней в аварию, ее виновником признали водителя арендованной иномарки. Компания каршеринга сама оплатила эвакуатор и ремонт машины, а потом выставила счет Ромашкину. Сначала пыталась получить средства в претензионном порядке, а после через суд. Фирма просила выплатить не только деньги за восстановление транспорта, но и услуги оценщика, и штраф – согласно договору он составляет 20% от причиненного ущерба. Суд отметил, что водитель фактически повредил имущество компании, поэтому обязан возместить все убытки. Суд исходил из того, что вина в ДТП Ромашкина доказана, а сам он не представил доказательств в пользу снижения размера требований (дело № 2-5555/2019, вступило в силу)

Зеленовская говорит, что зачастую на практике именно арендатора обязывают доказывать невиновность в причинении вреда каршеринговому транспорту. Обычно в таких случаях суды учитывают, кого признали виновником ДТП. То есть сначала нужно попытаться оспорить именно это. Если не удалось, то пытаться уменьшить заявленную сумму. Здесь помогут фотографии и видео с места аварии, которые сделали сразу. Атяскин предлагает в качестве доказательств предоставлять заключения экспертов, с ним соглашается и Зеленовская. Независимая оценка поможет определить природу повреждений и стоимость ремонта.

В некоторых случаях операторы требуют вернуть не только деньги за восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил выгоду. Пункт об этом могут включить в договор. Но у клиента есть шанс это оспорить.

Практика в пользу клиента:

ООО «Карусель» обратилось с иском к Игорю Журову*, требуя возместить ремонт авто и компенсировать упущенную выгоду. В 2018 году клиент взял в аренду иномарку, не справился с управлением и врезался в препятствие. В результате машина получила повреждения бампера, крыла, капота. Восстановление машины оценили в 164 300 руб., компания настаивала, что транспорт простаивал 58 дней. Истец рассчитал свои убытки исходя из стоимости количество минут, в течение которых автомобиль не мог использоваться по тарифу аренды. У него вышла крупная сумма – 167 000 руб. Суд первой инстанции и апелляция компанией согласились, так как пункт с расчетом упущенной выгоды есть в договоре. Арендовав машину, клиент согласился с этим. А кассация встала на защиту водителя: общество не подтвердило, что на ремонте ТС находилось 58 дней, не обосновало заявленную сумму (167 000 руб.) и не указало размер затрат, которые бы компания понесла при извлечении выгоды. Все это суд указал учесть и направил дело на пересмотр в апелляцию, который решение отменил частично (дело № 33-15223/2020).

Передал «руль» или был пьяный

Если пьяный водитель сел за руль арендованной машины, то помимо ответственности, установленной в 12.8 КоАП («Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения»), он будет обязан возместить ущерб остальным участникам, а также оплатить убытки и штраф арендодателю. Его сумму так же устанавливается каждая компания индивидуально.

«Поплатиться рублем» можно и за передачу права управления. Так, Марина Егорова* взяла в аренду Volkswagen Polo у Делимобиль. Машину остановили сотрудники ГИББД и выяснили, что за рулем находилась не сама женщина, а ее знакомая. Пассажирке предложили «дунуть в трубочку», но она отказалась. Тогда каршеринговый автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, а саму Егорову направили на медосвидетельствование. Согласно договору Делимобиль, клиенту запрещено садиться за руль в состоянии опьянения или передавать управления третьим лицам, нарушение наказывается штрафом в 200 000 руб. Задолженность женщина не погасила, а после решила обанкротиться, тогда компания по аренде включилась в реестр кредиторов (дело № А40-231472/2019).

31 января, 17:42
1 сентября, 8:41

Если же тот, кто незаконно сел за руль, устроит аварию, то отвечать будут оба. Николай Серый* взял в краткосрочную аренду машину, но за руль сел не сам, а его знакомый, который не имел водительского удостоверения. Парень без прав стал виновником аварии, тогда компания каршеринга провела оценку повреждений авто, а после потребовала обоих возместить убытки, связанных с ДТП (сумма вымарана из акта). Деньги они не вернули, тогда компания обратилась к ним с иском. Суд поддержал общество и решил взыскать с пассажира и водителя солидарно всю сумму (дело № М-7284/2019, вступило в силу).

А вот за езду по фальшивому аккаунту штрафом не отделаться, уверена Мацукова. Чернокозов считает, что использование автомобиля с чужим аккаунтом могут расценить как угон, а в отношении нерадивого водителя возбудят уголовное дело по ст. 166 УК («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»). А если такой водитель станет виновником аварии, то страховка не покроет ущерб. Клиенту каршеринга придется платить, причем и за чужой автомобиль тоже, отмечает Мацукова.

Общая информация
1. В соответствии с законодательством о дорожном движении, виновником ДТП считается лицо, допустившее нарушение правил дорожного движения, что привело к аварии.

2. При установлении виновности в дорожно-транспортном происшествии, суд рассматривает все имеющиеся доказательства, включая показания свидетелей, результаты осмотра места происшествия, а также заключения экспертов.

3. Характер нарушения правил дорожного движения, степень вины виновника, а также последствия аварии, все это учитывается при определении наказания за совершенное правонарушение.

4. В случае установления виновности в столкновении или аварии, виновнику могут быть применены различные виды наказания, включая штраф, лишение права управления транспортным средством, обязательные работы и т.д.

5. Помимо административной ответственности, виновник ДТП также может быть привлечен к уголовной ответственности в случае совершения тяжких преступлений на дороге, таких как управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, превышение скорости в несколько раз, умышленное создание аварийной ситуации и т.д.

6. В случае смертельного исхода в результате ДТП, виновник может быть осужден по статье УК за причинение смерти по неосторожности на дорогах, что грозит строгими наказаниями, включая лишение свободы на срок до 7 лет.

7. При нанесении тяжкого вреда здоровью участникам аварии, виновник также может быть привлечен к ответственности за уголовное правонарушение и назначено наказание в соответствии с законом.

8. Особое внимание уделяется случаям, когда виновник ДТП является несовершеннолетним лицом, так как зачастую это может повлечь за собой дополнительные юридические последствия для родителей или законных представителей.

9. В случае, если в результате ДТП причинен ущерб имуществу третьих лиц, виновник обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме, включая ремонт автомобилей, медицинские расходы и другие затраты.

10. Для минимизации рисков и последствий со стороны закона, виновнику ДТП рекомендуется признать свою вину, сотрудничать с правоохранительными органами и выполнять все предписания суда в порядке установленном законом.

Могу ли я взыскать ущерб с виновника ДТП, если у него есть ОСАГО?

Если кто-то разбил или повредил в ДТП вашу машину, то вы имеете право требовать от причинителя вреда возмещения убытков (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Однако если у виновника оформлен полис ОСАГО, взыскать с него деньги напрямую вы не сможете. Это объясняется основным принципом страхования автогражданской ответственности – вместо обладателя полиса причинённый им ущерб оплачивает страховая.

Если вы попытаетесь сразу истребовать всю сумму ущерба с виновника ДТП, минуя обращение к страховщику – ваше исковое заявление оставят без рассмотрения (пункт 114 ППВС № 31 от 08.11.2022 года). А в качестве причины суд укажет на несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. То есть в первую очередь вы обязаны обратиться в страховую компанию.

Но, прямо скажем, выплаченных страховой сумм часто не хватает. Отсюда возникает законная возможность довзыскать с виновника аварии всё то, что не было покрыто полисом ОСАГО – в гражданском порядке.

Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Взыскание ущерба с виновника, который с ОСАГО

А если причинитель вреда без страховки?

Некоторые автолюбители предпочитают экономить и не покупать полис ОСАГО – и таких товарищей на дорогах предостаточно.

Но тем хуже для виновника. Если на момент ДТП у него отсутствовала страховка, вся нагрузка в виде оплаты ремонта вашей повреждённой машины ляжет на его же кошелёк. Аналогичное последствие поджидает и тех, кто оформляет фальшивые полисы за символические суммы.

А вот если на момент ДТП водитель не был вписан в ОСАГО, всё гораздо проще – вопрос с компенсацией решается со страховой компанией. Проще говоря, вы получите возмещение от страховщика, а затем компания взыщет эту сумму с виновника происшествия – в порядке регресса (пп. «д» пункта 1 ст. 14 Закона Об ОСАГО).

Какие выплаты можно получить с виновника ДТП в 2024 году?

Самое время перейти к тем выплатам, которые может истребовать выгодоприобретатель (потерпевший или пострадавший) с причинителя ущерба. Чаще всего эти выплаты приходится выбивать через суд.

Разницу по износу

Это самое распространённое основание для взыскания выплат в 2024 году. Чуть выше мы выяснили, что согласно статье 1072 ГК РФ, при недостаточной сумме страхового возмещения по ОСАГО доплату можно требовать с виновника ДТП.

Что это за доплата? Речь идёт о разнице между двумя суммами:

  • страховым возмещением, которое рассчитывается с учётом/без износа, по Единой Методике и справочникам РСА,
  • и фактическим размером ущерба, то есть реальными затратами на ремонт автомобиля.

Обратите внимание на термин «износ». Фактически он означает устаревание запчастей транспортного средства. Но с точки зрения ОСАГО износ это – процент, на который уменьшится страховая выплата потерпевшего с учётом даты выпуска, пробега, эксплуатации и других характеристик его автомобиля. Максимальный показатель износа составляет 50%.

Для чего нам нужно это знать? Представим ситуацию:

На светофоре в вас въехал другой водитель. После оформления ДТП вы обращаетесь в страховую компанию с заявлением о страховом случае. Осмотрев повреждённую машину и оценив износ, страховщик насчитал 70 000 рублей ущерба, тут же предложив вам оформить соглашение о быстрой выплате. Будучи уверенным, что этой суммы хватит на ремонт, вы подписываете это соглашение. Но по приезду в автосервис, выясняется, что выплаченных страховщиком денег недостаточно. Ремонт обойдётся в 120 тысяч рублей. В итоге получаем разницу в 50 000 рублей – эту разницу по износу можно требовать с виновника аварии.

Если страховщик выдал вам направление на ремонт, а насчитанной суммы не хватило для восстановления – тут износ не учитывается, и вы можете требовать с виновника всю разницу между вашей доплатой и страховым возмещением.

Такой подход подтверждается в судебной практике. Судьбоносным решением этого вопроса можно назвать Постановление Конституционного Суда №6-П от 10 марта 2017 года, где было прямо указано, что недостающую разницу потерпевший вправе требовать с виновника ДТП.

Но учтите ещё один важный момент. Вы, как потерпевший, вправе пытаться взыскать с причинителя вреда только по тем деталям, за которые выплатила страховая. Если в отчёте не фигурирует – к примеру, фара, то потребовать от виновника стоимость её замены вы не сможете.

Ещё одна важная тонкость заключается в обосновании фактического размера ущерба. Под ним понимается не просто калькуляция и распечатки из каталога запчастей на том же Exist, а подтверждение произведённых на СТО работ по восстановлению автомобиля к доаварийному состоянию – а для этого у вас должны быть на руках заказ-наряд, чеки и квитанции.

В противном случае суд отклонит требование о взыскании этих расходов с виновника ДТП. Вот пример такого решения с отказом.

Калькуляция разницы по износу

Суммы сверх лимита ОСАГО

Размер ущерба может превысить лимит в рамках ОСАГО. При этом страховые компании не могут выходить за максимальные пределы.

Напомним, что по закону лимит выплат отличается:

  • до 100 тысяч рублей – при оформлении ДТП по бумажному европротоколу при отсутствии разногласий, либо наличие разногласий при фиксации происшествия с использованием мобильного приложения,
  • до 400 000 рублей – при ущербе транспортным средствам,
  • до 500 тысяч рублей – за вред здоровью или гибель людей.

Таким образом, если страховая выплатила максимум в 400 тысяч рублей, а на СТО вам насчитали ремонта на 420 тысяч, недостающую сумму в 20 тысяч сверх лимита ОСАГО вы можете требовать с виновника аварии.

УТС

Ещё одна статья расходов, которую вы вправе компенсировать.

Пункт 40 ППВС № 31 от 2022 года относит утрату товарной стоимости автомобиля к реальному ущербу. За то, что машина потеряла в цене, её владелец получает компенсацию от страховой.

Однако, если вы вышли за лимит, то на выплату УТС денег не хватит. В таком случае вы имеете полное право истребовать сумму с виновника ДТП. Делается это на основе экспертного заключения и калькуляции УТС. Затем нужно предложить причинителю вреда возместить вам утрату стоимости добровольно, а при отказе – остаётся вариант с судом.

Возмещение ущерба при не страховом случае

Бывает, что происшествие не подпадает под определение ДТП. Следовательно, полис ОСАГО не покроет гражданскую ответственность. Инциденты могут возникнуть где угодно – во дворе, на парковке, на дороге и в других общественных местах.

Примеры такого причинения ущерба:

  • неаккуратное открытие двери в рядом стоящую машину,
  • падение снега или льдин на припаркованный во дворе автомобиль,
  • угодивший в машину камушек из-под газонокосилки при покосе травы,
  • хулиганы разбили стекло машины.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда чужому имуществу несёт тот, кто повредил автомобиль. С этого человека или организации, где может быть трудоустроен виновник, и нужно требовать возмещение ущерба.

В данном случае речь идёт об оплате ремонта повреждённой машины. Опять же, для этого придётся посчитать, во сколько обойдётся восстановление ТС, а затем требовать эту сумму с причинителя вреда. Но есть и альтернативный способ – заказать экспертизу повреждений, затем отремонтировать машину, а затем взыскивать с виновника понесённые убытки по заказ-нарядам и чекам автомастерской.

Требование выплат с причинителя вреда не при ДТП

Затраты на такси

Оплаченные поездки на такси возмещаются по решению судов только в крайних случаях.

Не рассчитывайте, что суд обяжет виновника ДТП вернуть вам всю стоимость поездок на такси, если вы ездили до работы, в гости, в деревню или по другим повседневным делам. Это можно делать и на общественном транспорте, пока ваш ТС в ремонте.

Другое дело, если поездки на такси были вынужденными. Например, когда вы получили серьёзные повреждения в ДТП и не могли иначе добираться до больницы, кроме как на машинах с «шашечками». В таком случае можно требовать с причинителя вреда оплаты этих расходов. Положительные примеры из судебной практики в 2024 году есть.

Так, в Ярославской области суд обязал виновника аварии компенсировать пострадавшему затраты на такси до больницы, и такие же поездки жены истца – она привозила ему в клинику костыли и ортопедические подушки (Решение Ростовского районного суда Ярославской области № 2-703/2016 от 16.07.2018 года).

Прочие расходы – экспертиза, юрист, почтовые пересылки

Если в ходе взыскания выплат вы потратились на независимую экспертизу, услуги юриста, нотариуса, химчистку, ремонт треснутого в ДТП телефона, повреждённый груз, отправку писем по почте – эти расходы также можно требовать с виновника ДТП.

Подтверждением затрат могут служить договоры с ИП или ООО, квитанции об оплате их услуг, чеки и прочие документы.

Имеет ли значение для возмещения ущерба договор о полной материальной ответственности сотрудника?

Договор о полной материальной ответственности заключается между двумя сторонами – работником (или коллективом работников) и работодателем (ст. 244 ТК РФ). Но вместе с тем существует Перечень должностей, с которыми можно заключать договор полной мат ответственности перед организацией (Постановление Минтруда РФ № 85 от 31 декабря 2002 года)… и обычные водители в этот список не входят. Зато входят, например, водители-экспедиторы, сопровождающие грузы от пункта А до пункта В.

Если работодатель заключал с вами договор о полной материальной ответственности за вверенный вам авто, то в случае виновности в ДТП организация сможет взыскать с вас понесённые расходы на ремонт или покупку нового транспортного средства взамен непригодного к эксплуатации.

Но даже если сотрудник не подписывал договор о полном мат возмещении за вред имуществу работодателя, его могут привлечь к такой ответственности по следующим основаниям ст. 243 ТК РФ:

  • умышленное повреждение служебного автомобиля,
  • совершение ДТП в алкогольном, наркотическом или ином опьянении за рулём – причём достаточно заключения после медосвидетельствования,
  • наличие вступившего в силу приговора суда – за исключением случаев, когда расследование было прекращено, судом был вынесен оправдательный приговор или дело прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности,
  • наличие вынесенного постановления об административном правонарушении, либо в случае прекращения дела в связи с малозначительностью – в пользу водителя играют определение об отказе в возбуждении дела и прекращение дела в связи с истечением сроков давности.

Важным условием наступления полной материальной ответственности является виновное деяние, за которое предусмотрены санкции в рамках КоАП или Уголовного кодекса.

Рассмотрим два примера из судебной практики:

  1. В Санкт-Петербурге поликлинике удалось взыскать со своего сотрудника полную материальную ответственность в размере 200 тысяч рублей. Ущерб был нанесён водителем кареты скорой помощи. Он угодил в ДТП и его привлекли к административной ответственности по части 1 ст. 12.24 КоАП РФ – за причинение лёгкого вреда здоровью людей (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-3908/2017 от 2 марта 2017 года)
  2. А вот другой пример, где Верховный Суд направил дело на новое рассмотрение, усмотрев в решениях нижестоящих судов невнимательность к деталям. «СПб-ТРАНС» возместила ущерб пострадавшим в ДТП с участием водителя-экспедитора, а затем пыталась взыскать выплаченные суммы с этого сотрудника на основании договора о полной материальной ответственности. Однако ВС заметил, что должность «водитель» не входит в Перечень должностей, с которыми можно заключать договор о более высокой ответственности, и такие договоры следует считать недействительными (Определение Верховного Суда № 78-КГ19-54 от 13 января 2020 года).

А если договор не заключался?

Другое дело, если сотрудник не заключал с организацией договор о полной матответственности за вверенное ему имущество. При таком раскладе сумма возмещения сокращается до предела среднего месячного заработка.

Это следует из положений ст. 241 ТК РФ:

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Тот же довод подтверждается письмом Минтруда № 14-2/ООГ-4319 от 13.05.2021 года – в нём Департамент отвечает на электронное обращение с официального сайта, и вы можете ознакомиться с точкой зрения Минтруда, перейдя по ссылке.

Удержания из заработной платы не могут превышать 20% – в силу ст. 138 ТК РФ. Например, если ваш среднемесячный оклад составляет 40 000 рублей, а размер повреждений автомобиля от ДТП оценен в 27 000 рублей, то в месяц из вашей зарплаты в бухгалтерии могут удерживать не более 8 000 рублей. Итого, на возмещение расходов потребуется четыре месяца:

8 000 + 8 000 + 8 000 + 3 000 рублей = покрытие ущерба в 27 000 рублей.

Но, как мы указали выше, при наступлении некоторых условий из ст. 243 ТК РФ, сотрудника могут обязать возместить потерпевшим весь ущерб от ДТП с его участием. Причём не в размере среднемесячной зарплаты, а в полном объеме.

Возмещение ущерба от ДТП со служебной машиной

Может ли работодатель отстранить от работы сотрудника, попавшего в ДТП на служебной машине?

Отстранение от работы применяется к сотрудникам, которым суд приостановил действие водительских прав на срок от 2 месяцев, и если в результате такого ограничения работник не может дальше исполнять трудовые обязанности (ст. 76 ТК РФ). Таким образом, если после ДТП на служебной машине вас лишили прав, то фирма, где вы трудитесь, вправе отстранить вас от работы до окончания срока наказания.

Но у вас есть возможность продолжить трудовую деятельность. Для этого нужно согласиться с одной из вакансий, которые вам предложит работодатель. И только в случае вашего отказа исполнение обязанностей по трудовому договору будет невозможно. А это уже основание для расторжения трудового договора (пункт 9 ст. 83 ТК РФ).

Что делать, если в меня въехал служебный автомобиль?

Теперь зайдем с другой стороны и рассмотрим, что делать потерпевшему в ДТП, если в его автомобиль въехала чья-то служебная машина:

  1. Первым делом, оформить аварию по всем правилам (инструкцию мы приводили в первом разделе). Если есть возможность – ДТП фиксируется европротоколом, а если это невозможно, то при участии сотрудников ГИБДД.
  2. Выяснить, имеется ли страховка на служебный автомобиль. И тут для вас возможны три варианта получить возмещение:
  • при наличии у виновника ОСАГО обращаться напрямую к страховщику и получать возмещение ущерба от ДТП, а если ремонт встанет дороже – требовать доплаты разницы с организации виновника,
  • сразу предложить фирме, чей водитель въехал в вашу машину, возместить вам расходы на ремонт авто – тогда есть шанс получить компенсацию по расчётам независимой экспертизы, и, самое главное, по среднерыночным ценам,
  • при отсутствии или недействительном ОСАГО у виновника ДТП придётся взыскивать ущерб своего транспортного средства с той компании в судебном порядке.
  1. Если организация не хочет платить добровольно, остаётся крайний вариант – идти в суд с результатами экспертизы. Не исключено, что фирма будет оспаривать вашу калькуляцию ущерба. Тогда суд назначит свою судебную экспертизу. Но в любом случае по таким делам в 2024 году суды встают на сторону потерпевших и удовлетворяют исковые требования.
  2. Но затем предстоит еще взыскать деньги с организации. Для этого есть специальная служба – судебные приставы. Они могут обнаружить и списать деньги с открытых банковских счетов ИП или фирмы. Правда, бывает, что должник неплатёжеспособен – в таком случае взыскать с них ущерб даже через ССП становится крайне тяжело.

На нашем сайте есть и другие полезные статьи о ДТП и возмещении ущерба после дорожно-транспортных происшествий. Если вам нужна помощь, обращайтесь за консультацией к юристам. Это сэкономит вам время и поможет добиться решения проблемы с наибольшей эффективностью.

Истории из юридической практики

История 1:

Клиент: Я виновник ДТП, что мне грозит?

Юрист: Для начала, важно уточнить, были ли пострадавшие в результате произошедшего ДТП?

Клиент: Да, в результате аварии пострадали два человека.

Юрист: В этом случае, вам грозит уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью пострадавших, а также за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Это может повлечь за собой наказание в виде лишения свободы, штрафа и лишения права управления транспортными средствами.

Клиент: Что я могу сделать в этой ситуации?

Юрист: Важно обратиться к профессиональному юристу для защиты в суде. Мы также можем попытаться достичь мирового соглашения с пострадавшими, чтобы минимизировать возможные негативные последствия для вас.

История 2:

Клиент: Я виновник ДТП, что мне грозит?

Юрист: В первую очередь, важно определить, были ли пострадавшие в результате произошедшего ДТП?

Клиент: Нет, пострадавших в результате аварии не было.

Юрист: В таком случае, вам грозит административная ответственность за нарушение ПДД, что может повлечь за собой штраф, лишение водительских прав на определенный срок или обязательные работы.

Клиент: Что мне стоит предпринять в этой ситуации?

Юрист: Важно обратиться к профессиональному юристу для разработки стратегии защиты ваших интересов в административном процессе. Мы поможем вам собрать необходимые доказательства и документы, а также представим ваши интересы в суде для минимизации негативных последствий.

Частые вопросы
Youtube Video
Оцените статью