Сегодня Версия для слабовидящих
Прокуратура Кировской области

Приказ № 177 от 05.07.2019 Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
05.07.2019


177


г. Киров

Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ


В целях совершенствования надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, принятия дополнительных мер по своевременному выявлению и пресечению преступлений, а также их профилактике, руководствуясь ст. 18 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,
II Р И К А З Ы В А Ю :
1.    Заместителям прокурора области, старшим помощникам и помощникам прокурора области, руководителям структурных подразделений прокуратуры области, горрайспецпрокурорам:
1.1.    Надзор за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее по тексту приказа – наркотических средств, наркотиков, психоактивных веществ) считать приоритетным направлением.
1.2.    Обеспечить надлежащее взаимодействие и системный обмен информацией с правоохранительными и контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам борьбы с наркопреступностью и профилактики правонарушений в данной сфере, реализации указанными органами положений «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690. В координационной деятельности использовать возможности межведомственных рабочих групп и совместных целевых мероприятий.
2.    Горрайспецпрокурорам:
2.1.    В целях надлежащего осуществление надзора за соблюдением требований законодательства в сфере оборота наркотических средств (кроме прокурора города Кирова и прокуроров районов города Кирова) обеспечить проведение сверок, для чего:
2.1.1. Обеспечить ежемесячное поступление информации о лицах, обратившихся за медицинской помощью в результате отравления (опьянения) психоактивными веществами, а также лицах освидетельствованных на состояние наркотического опьянения.
На основании полученных данных незамедлительно проводить проверки полноты принятых правоохранительными органами мер по привлечению вышеуказанных лиц, у которых установлено состояние наркотического опьянения, к административной ответственности за потребление наркотических средств, а также проведению доследственных проверок и возбуждению уголовных дел по фактам сбыта потребителям наркотических средств, склонения к их употреблению, фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Проводить сверки данных с регистрацией соответствующих сообщений в КУСП.
Проводить контрольные опросы лиц – потребителей наркотических средств по обстоятельствам приобретения наркотических средств, склонения к их потреблению. При установлении признаков преступлений инициировать уголовное преследование, в том числе используя полномочия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
2.1.2. Обеспечить ведение учета проделанной работы в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу.
2.1.3. Прокуратуре города Кирова и прокурорам районов города Кирова обеспечить исполнение требований совместного приказа от 24.03.2015                          № 78/158/201/254/1 «О порядке взаимодействия органов прокуратуры города Кирова, подразделений Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области и медицинских организаций, осуществляющих наркологическое освидетельствование и оказание медицинской помощи, гражданам в состоянии отравления (опьянения), вызванного наркотическими средствами или другими психоактивными веществами в городе Кирове».
2.2.    Надзор за соблюдением федерального законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или новых потенциально опасных психоактивных веществ и профилактики наркомании:
2.2.1. Организовать системный и упреждающий надзор за соблюдением требований федерального законодательства в сфере оборота наркотиков и профилактики наркомании. Мерами реагирования добиваться надлежащего исполнения субъектами профилактики возложенных законом обязанностей.
2.2.2. В целях повышения эффективности прокурорского надзора обеспечить ежеквартальное поступление из органов местного самоуправления, медицинских организаций, территориальных органов внутренних дел информации о состоянии законности в данной сфере, результатах реализации муниципальных программ (планов) профилактики наркомании, социально – демографических и медицинских характеристиках контингента потребителей наркотических средств и психотропных веществ, уровне их смертности, результатах работы по координации деятельности субъектов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков, динамике преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков (далее – НОН).
2.2.3. Осуществлять планирование надзорных мероприятий исходя из результатов детального анализа поступающей информации и состояния законности.
2.2.4. Не реже 1 раза в полугодие проводить анализ реализации муниципальных программ (планов) профилактики наркомании, в ходе которого давать оценку эффективности и полноты реализации запланированных мероприятий, достаточности их финансирования, его освоения по целевому назначению. Исходя из результатов анализа вносить предложения в порядке правотворческой инициативы о дополнении и корректировке программ (планов) в органы местного самоуправления. Необходимо давать оценку эффективности деятельности районных антинаркотических комиссий, в том числе полноты рассмотрения запланированных вопросов, их актуальности для поднадзорной территории, осуществление контроля за ходом и результатами исполнения итоговых решений и т.д.
2.2.5. Обеспечить проведение ежеквартального анализа работы органов внутренних дел в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и профилактики наркомании, в ходе которого:
2.2.5.1. Давать оценку полноты принятых мер по выявлению и пресечению административных правонарушений, связанных с оборотом наркотиков, привлечению к ответственности виновных лиц, законности и своевременности возбуждения дел об административных правонарушениях, качеству составления протоколов, соблюдению требований законодательства при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, результатам профилактической работы по предупреждению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Необходимо сопоставлять количество составленных сотрудниками внутренних дел протоколов об административных правонарушениях в сфере незаконного оборота наркотиков с количеством рассмотренных материалов. Следует устанавливать причины выявленных расхождений и принципиально реагировать на такие факты.
2.2.5.2. Давать оценку реализации органами внутренних дел полномочий по контролю за исполнением наркопотребителями возложенных судом обязанностей пройти лечение и иные процедуры (на основании ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ, Постановления Правительства РФ от 28.05.2014 № 484), а также по привлечению виновных лиц за уклонение от исполнения таких обязанностей к ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ.
2.2.5.3. Оценивать соблюдение участковыми уполномоченными полиции Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166, при организации и проведении профилактической работы с наркопотребителями.
2.2.5.4. Анализировать соблюдение требований законодательства при противодействии незаконному обороту наркотиков в местах массового досуга населения (кафе, дискотеки, бары, концерты и т.п.), законность и полноту мер, примененных в отношении лиц, допустивших немедицинское потребление наркотиков, и в отношении руководителей организаций массового досуга.
2.2.5.5. Следует давать оценку полноты и своевременности проведения мероприятий по выявлению и уничтожению наркосодержащих растений и дикорастущей конопли, качеству профилактической работы с землевладельцами и землепользователями, правильности и полноты составления актов об уничтожении наркосодержащих растений.
2.2.5.6. Проводить анализ состояния общей профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и ведение соответствующего учета (выступление с лекциями в учебных заведениях, трудовых коллективах и средствах массовой информации, выпуск буклетов, другой печатной продукции и т.д.).
2.2.5.7. Анализировать результативность участия в работе муниципальных антинаркотических комиссий, по разработке и реализации муниципальных программ (планов) противодействия незаконному обороту наркотиков.
2.2.5.8. Следует акцентировать внимание уполномоченных органов к надлежащему осуществлению полномочий по пресечению пропаганды наркотических средств, иных психотропных веществ, в том числе в сети «Интернет» и посредством «уличной» рекламы, добиваясь от правоохранительных органов выявления и привлечения к ответственности лиц, распространяющих запрещенные вещества, а также осуществляющих такую пропаганду.
2.2.6. Обеспечить проведение ежеквартального анализа реального исполнения назначенных наркопотребителям наказаний в виде ареста, а также своевременности и полноты принятых территориальными отделами УФССП России по Кировской области мер по исполнению назначенных судами наказаний в виде штрафов за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ.
2.2.7. Совместно с органами внутренних дел, Росгвардии ежеквартально проводить сверки данных о лицах, состоящих на наркологических учетах, с данными о лицах, имеющих водительские удостоверения на право управления транспортными средствами, разрешения на хранение, ношение оружия.
По каждому факту неправомерной выдачи медицинских справок, неправомерного предоставления прав на управление транспортным средством, на владение оружием рассматривать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, в том числе в уголовно-правовом порядке.
2.2.8. Обеспечить изучение вступивших в законную силу приговоров судов по ст. 228.1 УК РФ в целях предъявления исковых заявлений о применении последствий недействительности ничтожных сделок и взыскании полученного по сделкам в доход Российской Федерации.
2.2.9. Обеспечить проведение ежемесячного мониторинга наркоситуации в сети «Интернет», с целью выявления Интернет-ресурсов, осуществляющих пропаганду наркотических средств. В случае выявления запрещенного контента, в целях оперативного включения сайтов с запрещенной информацией в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информировать по указанной в п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 форме, размещенной на сайте www.eais.rkn.gov.ru (вкладка «Прием сообщений»), Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
2.2.10. При наличии оснований в организациях государственной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию, проводить проверки соблюдения требований законодательства при диагностике наркомании, обследовании, консультировании и медико-социальной реабилитации. Проверять соблюдение правил учета и хранения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также допуска лиц к работе с такими средствами и веществами, проведение руководителем медицинской организации ежемесячной инвентаризации подконтрольных веществ, соблюдении требований по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений предназначенных для хранения наркотических средств.
Давать оценку соблюдению медицинскими организациями порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения, утвержденного приказом Минздрава России от 18.12.2015 № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», обратив внимание на сроки его проведения, в том числе на сроки доставки образца биологического объекта в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие исследования.
2.2.11. Не оставлять без внимания деятельность организаций, осуществляющих работу по реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц.
2.3. Надзор за соблюдением законодательства при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
2.3.1 Ежедневно анализировать оперативную обстановку в районе в сфере незаконного оборота наркотиков, изучать сводки о зарегистрированных происшествиях. Материалы доследственных проверок по сообщениям о фактах незаконного оборота наркотиков и отравлениях наркотическими средствами, сильнодействующими и психотропными веществами брать на личный контроль, обеспечить всестороннее проведение по ним проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ и своевременное возбуждение уголовных дел.
2.3.2. По каждому материалу доследственных проверок по сообщениям указанной направленности обеспечить незамедлительное назначение исследований веществ, изъятых в ходе проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, а также наличие в материалах надлежаще представленных результатов оперативно-розыскной деятельности, объяснений сотрудников правоохранительных органов, выявивших преступление, представителей общественности, привлеченных к проведению оперативно-розыскных мероприятий либо личному досмотру задержанных, лица, у которого было изъято наркотическое средство, копий документов, удостоверяющих личности указанных лиц, а также сведений ИЦ УМВД России по Кировской области об их судимости.
2.3.3. Для установления полной информации об обстоятельствах сбыта и приобретения запрещенных веществ, склонения к их потреблению, выявления и пресечения всех каналов реализации и поступления наркотиков, уголовно-правовой оценки данных фактов обеспечить проведение доследственных проверок по всем фактам неочевидного сбыта наркотиков, склонения к их потреблению, установленным при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с их незаконным потреблением, в том числе предусмотренных ст. ст. 6.8, 6.9, 12.8 и 20.20. ч. 3 КоАП РФ (при установлении данных об употреблении конкретного вещества, оборот которого запрещен).
2.3.4. При изучении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела обращать внимание на соответствие изложенных в них фактов сведениям, содержащимся в материалах проверки сообщений о преступлениях.
При необходимости, в том числе при наличии объяснений лица – потребителя наркотических средств о том, что наркотическое средство, психотропное или сильнодействующее вещество было им найдено, не выяснения обстоятельств склонения его к потреблению указанных веществ, вызывать и опрашивать наркопотребителей об обстоятельствах приобретения и потребления ими наркотика.
В случае получения по результатам контрольного опроса данных лиц сведений о конкретных обстоятельствах сбыта наркотика, способе, месте и времени приобретения наркотического средства, устанавливать причины дачи иных объяснений сотрудникам УМВД России по Кировской области, в каждом случае рассматривая вопрос о проведении проверки в порядке ст. ст. 144 – 145 УПК РФ по факту фальсификации сотрудниками полиции материалов доследственной проверки, и привлечении к установленной законом ответственности конкретных должностных лиц, допустивших укрытие преступления от учета.
При наличии оснований, мерами прокурорского реагирования добиваться возбуждения уголовного дела по факту незаконного сбыта наркотиков.
2.3.5. Обеспечить всестороннее проведение подразделениями СУ СК РФ по Кировской области проверок по материалам об обнаружении трупов, имеющих признаки немедицинского потребления наркотических средств либо при судебно-медицинском исследовании которых установлено наличие наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, установление по материалам указанной категории, в числе прочего, обстоятельств приобретения и потребления пострадавшим наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также лиц, осуществляющих их сбыт;
2.3.6. Ежемесячно проверять организацию работы в соответствующих подразделениях УМВД по рассмотрению заявлений, сообщений граждан и иной информации о фактах незаконного оборота наркотиков и лицах, причастных к совершению правонарушений и преступлений данной категории. При выявлении формального подхода к проверке заявлений, сообщений и иной информации, необоснованного списания их на основании рапортов в номенклатурное дело при наличии данных, требующих проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ или проведения оперативно-розыскных мероприятий, незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования, ход дальнейшей проверки по таким материалам брать под особый контроль.
2.4. При осуществлении надзора за исполнением закона при осуществлении дознания и следствия по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, используя полномочия, предусмотренные ст. 37 УПК РФ:
2.4.1. Обеспечить поступление в прокуратуру района в установленные ч. 4         ст. 146 УПК РФ сроки копий постановлений о возбуждении уголовного дела, а также проверку законности принятых процессуальных решений. В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, соблюдение порядка задержания, установленного ст. 92 УПК РФ, и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания.
2.4.2. Принять меры к выполнению дознавателями и следователями единого комплекса неотложных следственных действий в течение дежурных суток с момента возбуждения уголовного дела, в том числе:
-    допрос подозреваемого о причинах и периоде совершения преступлений в сфере НОН, обстоятельствах, при которых он был вовлечен в незаконный оборот наркотических средств и их потребления в немедицинских целях, источнике и способах их приобретения и иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию в порядке ст. 73 УПК РФ;
-     проведение обыска по месту жительства (регистрации) подозреваемого с привлечением специалиста в области криминалистики и использованием технических средств фиксации хода и результатов следственных действий (фото и видеосъемка) в целях отыскания и изъятия наркотических средств, мобильных телефонов, иных средств (орудий) совершения преступления, ежедневников и иных записей, свидетельствующих о причастности данного лица к незаконному обороту наркотических средств, а также имущества, представляющего материальную ценность (цифровые плееры, диктофоны, магнитолы, накопители цифровой информации, компьютеры, бытовая техника, денежные средства, ювелирные украшения и т.д.);
-    допросы в качестве свидетелей лица, участвовавшего в качестве закупщика при проведении оперативно-розыскных мероприятий, оперативных сотрудников и представителей общественности, задействованных в оперативно-розыскных мероприятиях;
-    назначение судебных экспертиз и ознакомление подозреваемого с постановлениями об их назначении;
- направление запросов для сбора материала, характеризующего личность подозреваемого.
2.4.3. При получении информации об использовании подозреваемым (обвиняемым) или соучастниками преступления средств сотовой связи, иных средств коммуникации, в том числе в сети «Интернет», обеспечить их своевременный осмотр следователем (дознавателем) с участием специалиста и (или) проведение компьютерно-технической экспертизы, в целях установления и фиксации переписки (переговоров, фотоизображений), подтверждающей причастность данных лиц к совершению преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
2.4.4. В целях повышения эффективности выявления, раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ обеспечить проведение в ходе предварительного расследования уголовных дел о предикатных преступлениях мероприятий, направленных на установление способа получения и дальнейшего использования денежных средств, недвижимого имущества и других материальных ценностей, полученных преступным путем, принятие мер по аресту и изъятию таких активов, использование контрольных функций и информационных ресурсов Росфинмониторинга.
2.4.5. Обеспечить принятие в ходе расследования исчерпывающих мер к наложению ареста и обеспечению конфискации в порядке ст. 104.1 УК РФ имущества (автомобилей, сотовых телефонов, ноутбуков, иных устройств) подозреваемого (обвиняемого), выступающего средствами (орудием) совершения преступлений, либо полученного в результате совершения преступления, а также обеспечения исполнения наказания в виде штрафа.
2.4.6. В дальнейшем при поддержании государственного обвинения занимать принципиальную позицию о необходимости применения судом конфискации в порядке ст. 104.1 УК РФ имущества (автомобилей, сотовых телефонов, ноутбуков, иных устройств) подозреваемого (обвиняемого), выступающего средствами (орудием) совершения преступления, либо полученного в результате совершения преступления, а также обеспечения исполнения наказания в виде штрафа.
При наличии выводов, противоречащих закону, судебной практике и позиции гособвинителя принимать меры к обжалованию приговоров в части разрешения судьбы арестованного имущества.
2.4.7. В целях возложения судом на лиц, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, дополнительной обязанности в виде прохождения лечения и (или) социально-медицинской реабилитации, а также установления противопоказаний к этому, обеспечить по таким делам неукоснительное выполнение следователями (дознавателями) требований п. 3.2. ч. 1 ст. 196 УПК РФ об обязательном назначении судебной экспертизы для установления психического и физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания считать, что он является больным наркоманией.
2.4.8. При поддержании государственного обвинения занимать принципиальную позицию о необходимости возложения судами на лиц, как больных наркоманией, так и потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, принудительного лечения либо обязанности прохождения курса лечения от наркомании и медицинской реабилитации, обращения за консультацией к наркологу, отсрочки отбытия наказания, предусмотренных ст. 72.1, ч. 5 ст. 73, ст. 82.1 УК РФ.
Обеспечить ведение учета проделанной работы о применении указанных положений законодательства в соответствии с Приложением № 2 и направление их в прокуратуру области ежемесячно (не позднее 5 числа следующего месяца).
2.4.9. В целях привлечения подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам данной категории к сотрудничеству с правоохранительными органами по установлению и изобличению лиц, осуществляющих наркосбыт, и (или) лиц, склонивших их к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, обеспечить обязательное письменное разъяснение следователями (дознавателями) каждому подозреваемому (обвиняемому) возможности избрания в отношении него меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также с учетом обстоятельств уголовного дела применения положений ст. 28 УПК РФ, ст. 75 УК РФ, примечания к ст. 228 УК РФ либо п. «и» ч. 1, ч. 2 ст. 61 и ст. 62 УК РФ.
2.4.10. Обеспечить применение к подозреваемым (обвиняемым), оказавшим реальное содействие правоохранительным органам в изобличении лиц, осуществляющих наркосбыт, и (или) лиц, склонивших их к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с действующим законодательством мер защиты, избрание соответствующей меры пресечения.
Участие в проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятии привлеченных к сотрудничеству обвиняемых (подозреваемых) в обязательном порядке должно быть отражено в материалах уголовного дела, обвинительном заключении (акте) и учитываться государственным обвинителем при поддержании обвинения в суде.  
2.4.11. При отсутствии доказательств того, что подозреваемый (обвиняемый) сам произвел (изготовил), похитил, присвоил либо контрабандно доставил изъятые у него наркотические средства, психотропные, сильнодействующие вещества или их аналоги, обеспечить обязательное и своевременное выделение в порядке ст.ст. 154, 155 УПК РФ из каждого уголовного дела данной категории уголовных дел (материалов) в отношении лиц, в том числе неустановленных, виновных в наркосбыте (ст. 228.1 и ст. 234 УК РФ).
2.4.12. По уголовным делам, возбужденным в отношении потребителей наркотических средств, прежде всего несовершеннолетних, а также принятии по ним решений об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста привлечения к уголовной ответственности, обеспечить выполнение полного комплекса следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенных деяний, в том числе источников приобретения наркотических средств, фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, склонения лиц к употреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. При наличии оснований своевременное выделение в порядке ст.ст. 154, 155 УПК РФ и возбуждение уголовных дел по ст.ст. 230, 150 УК РФ.
Учитывать, что вопрос о наличии в действиях взрослого соучастника состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ, в обязательном порядке должен быть рассмотрен при совершении преступления несовершеннолетним в составе смешанной группы. Наличие факта, а также обстоятельств вовлечения несовершеннолетнего в преступление подлежит выяснению в ходе первоначальных допросов подозреваемых, а также свидетелей (выяснять, кто явился инициатором преступления, знал ли взрослый о возрасте несовершеннолетнего в момент совершения преступления и т.д.).
2.4.13. По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, в обязательном порядке требовать установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ и ст. 421 УПК РФ. При этом в ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должны быть выяснены следующие вопросы: с кем проживает подросток (с родителями, братьями, сестрами или другими родственниками), как организован его досуг, злоупотребляет ли подросток спиртными напитками, потребляет ли наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества, период их потребления, а также данные о лице, вовлекшем его (ее) в их потребление.
2.4.14. Ежемесячно осуществлять проверки своевременности выделения следователями и дознавателями материалов уголовных дел в отдельное производство в порядке ст.ст. 154, 155 УПК РФ о новых преступлениях в сфере НОН, ставших известными в ходе расследования уголовных дел. Обеспечить их незамедлительную регистрацию и в установленный ст. 144 УПК РФ срок возбуждение уголовных дел по признакам составов преступлении, предусмотренных ст.ст. 228.1, 234, 230 УК РФ соответственно.
2.4.15. При выделении уголовных дел (материалов) по фактам производства, пересылки, сбыта неустановленным лицом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, производство дальнейшего расследования и проверки должно производиться следственным подразделением, принявшим решение в порядке ст.ст. 154, 155 УПК РФ. Направлению по подследственности (территориальности) подлежат уголовные дела (материалы), выделенные в порядке ст.ст. 154, 155 УПК РФ из уголовных дел указанной категории, лишь в том случае, когда обоснованность их передачи иному органу предварительного расследования объективно подтверждается всей совокупностью полученных в ходе расследования  достоверных доказательств.
2.4.16. Обеспечить должный ведомственный контроль со стороны руководителей следственных органов и подразделений дознания, реализацию полномочий в порядке ст.ст. 39 и 40.1 УПК РФ, проведение качественного и всестороннего расследования уголовных дел данной категории, проверку причастности подозреваемых к совершению иных преступлений, в том числе путем проверки изъятого у данных лиц имущества (мобильных телефонов, планшетов, цифровых плееров, диктофонов, накопителей информации и т.д.) по учетам ИЦ УМВД, а также допросов родственников и лиц, проживающих совместно с ним.
При установлении возможной причастности указанных лиц к совершению иных преступлений, в том числе против собственности, устанавливать места сбыта похищенного имущества, после чего незамедлительно проводить обыск по месту жительства лиц, осуществляющих скупку похищенных вещей.
2.4.17. Обеспечить выявление в период расследования уголовного дела обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и принятие мер в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ. В случае нарушения требований УПК РФ, а также непринятия либо принятия формальных мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, решать вопрос о направлении таких уголовных дел для дополнительного расследования.
2.5. Надзор за соблюдением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, связанной с выявлением, пресечением и раскрытием преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
2.5.1. Не реже 1 раза в квартал проверять своевременность, законность и обоснованность заведения дел оперативного учета с «окраской НОН», вносить требования о проведении исчерпывающих оперативно-розыскных мероприятий, ход исполнения которых брать на контроль.
При изучении дел оперативного учета пресекать факты:
- незаконного и необоснованного заведения и прекращения дел оперативного учета, нарушений сроков и порядка их ведения;
- пассивности при проведении мероприятий по установлению источников и каналов поступления наркотических средств либо непредставления такой информации органам предварительного расследования;
- формализма и бессистемности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, ее несоответствия установленным законом целям и задачам;
- проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а также без достаточных оснований;
- провокаций и подстрекательства со стороны должностных лиц субъектов оперативно-розыскной деятельности.
При выявлении формального подхода к проведению оперативно-розыскных мероприятий и отсутствия должного ведомственного контроля, принимать меры прокурорского реагирования, добиваясь устранения имеющихся нарушений.
2.5.2. На стадии возбуждения уголовных дел по итогам оперативно-розыскных мероприятий в обязательном порядке проверять законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка осуществления ОРМ и представления их результатов дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа (в том числе наличие постановлений о проведении конкретного ОРМ, о рассекречивании его результатов, о представлении результатов ОРМ следователю; сопроводительного письма, подписанного руководителем субъекта, осуществляющего ОРД; оперативно-служебных документов, составленных по результатам ОРМ (акты, рапорта, справки и др.).
2.5.3. Направлять в органы полиции информацию о фактах незаконного оборота наркотиков, полученную в ходе прокурорских проверок и из иных источников (СМИ, Интернета, сообщений граждан, органов местного самоуправления, медучреждений, иных организаций), для проведения оперативно-розыскных мероприятий; проверять своевременность, законность и обоснованность заведения дел оперативного учета, вносить требования о проведении исчерпывающих оперативно-розыскных мероприятий, ход исполнения которых брать на контроль.
2.6. На регулярной основе освещать в средствах массовой информации результаты проделанной прокуратурой работы по координации деятельности правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании, положительные результаты работы по борьбе с наркопреступностью и значимых мероприятий по профилактике распространения наркомании. Во взаимодействии с органами власти и местного самоуправления на постоянной основе проводить информационно-просветительские мероприятия в образовательных учреждениях среди учащихся, их родителей, в педагогических коллективах.
2.7. Не реже 1 раза в полугодие проводить комплексный анализ наркоситуации на поднадзорной территории, соблюдения законодательства субъектами профилактики и правоохранительными органами, о его результатах, состоянии надзора за соблюдением законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков и профилактики наркомании направлять в прокуратуру области к 10 января и 10 июля докладные записки.
Результаты надзорной деятельности за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отражать отдельным разделом в докладной записке, представляемой в облпрокуратуру в соответствии с приказом прокурора области от 22.03.2017 № 60 «Об организации исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33».
3. Руководителям управлений (отделов), помощникам, старшим помощникам прокурора области с учетом компетенции:
3.1. Проводить мониторинг складывающейся наркоситуации и принимать меры, направленные на недопущение ослабления проводимой правоохранительными органами работы по борьбе с наркопреступностью и профилактике наркомании субъектами антинаркотической деятельности, в том числе в рамках выполнения функции по координации данной деятельности.
3.2. При выездах в районы проверять исполнение настоящего приказа, принимать своевременные меры к устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности лиц, их допустивших (в пределах компетенции).
Оказывать горрайспецпрокурорам необходимую практическую и методическую помощь в работе на данном направлении.
3.3. Не реже 1 раза в полугодие проводить глубокий анализ наркоситуации, состояния наркопреступности, причин и условий, ей способствующих, для чего использовать статистические и иные данные, сведения контролирующих органов, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, дел об административных правонарушениях, результаты проверок обращений граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации, а также другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку, результаты мероприятий по профилактике наркопотребления.
При наличии негативных тенденций информировать органы государственной власти области о состоянии законности в сфере борьбы с наркопреступностью, профилактике наркомании, добиваясь принятия конкретных мер, направленных на улучшение профилактической работы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя и заместителей прокурора области по курируемым направлениям деятельности.
5. Признать утратившим силу приказ прокурора области от 05.04.2012 № 87 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением требований законодательства в сфере оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ».
Приказ направить первому заместителю, заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений прокуратуры области, горрайспецпрокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников, опубликовать в Сборнике информационно-аналитических материалов прокуратуры Кировской области.


Прокурор области

государственный советник
юстиции 2 класса                                                                                       Н.В. Журков
перейти к списку версия для печати версия для печати

Органы прокуратуры области в районах


Выберите район:

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Главная

Руководство

Структура

Документы

Взаимодействие со СМИ

Контакты

Правовое просвещение

Прокуратура Кировской области

Контакты

АДРЕС

610000, г. Киров ул. Володарского, 98

Телефон:

+7 (8332) 64-87-32
+7 (8332) 38-11-53

E-mail: prokuror@oblast.kirov.ru

Полезные ссылки