Сегодня Версия для слабовидящих
Прокуратура Кировской области

УКАЗАНИЕ от 07.02.2018 № 17_7 Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов

 

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

УКАЗАНИЕ

07.02.2018

 

17/7

 

г. Киров

 

 

 

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов

 

 

В целях надлежащего исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», руководствуясь ст.18 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

ОБЯЗЫВАЮ:

 

1.     Горрайспецпрокуроров:

1.1. Рассматривать надзор за исполнением законодательства о защите прав инвалидов как одну из приоритетных задач. Принять меры к активизации работы по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в данной сфере.  Осуществлять надзор гласно, во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, общественными объединениями.

Считать главной задачей реальное восстановление нарушенных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения полного комплекса мер прокурорского реагирования, в том числе обращения в суд в интересах инвалидов в порядке гражданского и административного судопроизводства.

1.2. В целях надлежащего мониторинга состояния законности в указанной сфере обеспечить изучение публикаций средств массовой информации, в том числе в сети «Интернет», о нарушении прав инвалидов, анализ обращений граждан, сведений об обеспеченности инвалидов и их нуждаемости в путевках на санаторно-курортное лечение и технических средствах реабилитации, предоставлении им льгот, доступности маломобильных категорий граждан к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, целях и объемах закупок товаров, работ и услуг медицинскими и социальными организациями для пребывания инвалидов, в том числе страдающих психическими заболеваниями, расходовании должностными лицами указанных организаций денежных средств, находящихся на лицевых счетах граждан.

1.3. Организовать поступление в прокуратуру и поддержание в актуальном состоянии информации:

 - из органов местного самоуправления -   об исполнении программ (планов, дорожных карт), содержащих мероприятия по повышению уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, расположенных на территории района (городского округа); о состоянии работы по анкетированию и паспортизации объектов социальной инфраструктуры, о ведении реестра указанных объектов, находящихся на территории муниципального района (городского округа), сформированного в целях реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Кировской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области» на 2013 - 2020 годы; об  актуализации  карты доступности объектов социальной инфраструктуры Кировской области в специализированной информационной системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Жить вместе» (http://zhit-vmeste.ru); о выполнении федерального и регионального законодательства  в части исполнения  обязанности по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают указанные лица, входящих в состав муниципального жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей граждан с ограниченными возможностями, в том числе о работе соответствующих муниципальных комиссий, выполнении ими планов – графиков по обследованию  жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают указанные лица;

- из учреждений здравоохранения – об обеспеченности инвалидов лекарствами, в том числе по федеральной и региональной льготе;

- из органов социальной защиты населения – об обеспечении инвалидов жильем и льготами по оплате коммунальных услуг;

- из органов управления образования и образовательных организаций – о детях-инвалидах, подлежащих обучению, количестве детей, не охваченных образованием, о деятельности по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования;

- из органов занятости - о трудоустройстве, создании специализированных рабочих мест и их квотирования для инвалидов.

- из организаций для пребывания инвалидов – расходовании денежных средств, находящихся на лицевых счетах граждан.

1.4. Изучать сведения, размещенные на официальных сайтах:

-  Кировского отделения ФСС РФ об обеспеченности инвалидов и их нуждаемости в путевках на санаторно-курортное лечение и технических средствах реабилитации;

- министерства социального развития Кировской области  о предоставлении инвалидам льгот, доступности маломобильным категориям граждан к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

- единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) о целях и объемах закупок медицинских и социальных организаций  товаров, работ и услуг, необходимых  для обеспечения  инвалидов социальными услугами.

В целях своевременного получения информации о нарушениях прав инвалидов на регулярной основе проводить встречи с представителями общественных организаций инвалидов. Использовать возможность осуществления личного приема граждан с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях  здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе в стационарных и полустационарных отделениях указанных учреждений.

1.5.  Исходя из результатов мониторинга состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов и полученной информации об имеющихся нарушениях, планировать и   проводить проверочные мероприятия в органах местного самоуправления, в организациях образования, учреждениях здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, территориальных подразделениях Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, работодателей.

При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов. В ходе проверок особое внимание уделять полноте и эффективности осуществления органами местного самоуправления, контрольно - надзорными органами своих функций.

1.6.  При проверках в органах местного самоуправления особое внимание уделять  законности  принятых ими правовых актов по вопросам  социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, полноте и законности реализации ими  полномочий по правовому регулированию обеспечения и защиты прав инвалидов, своевременности издания  муниципальных нормативных правовых актов, касающихся вопросов финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам,  участию в реализации государственной политики в отношении инвалидов на уровне муниципалитета; предоставлению дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств местного бюджета; содействию трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулированию создания специальных рабочих мест для их трудоустройства; содействию общественным объединениям инвалидов.

Своевременно реагировать на несоответствие законам указанных актов и их проектов, на наличие в них коррупциогенных факторов.

Активно использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе надзорных мероприятий проверять соблюдение органами местного самоуправления законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных и муниципальных программ в сфере социальной поддержки инвалидов. Проверять законность проводимых закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, своевременность и полноту исполнения контрактов, заключенных в рамках программ, принимаемых заказчиками мер по фактам их ненадлежащего исполнения. 

Обеспечить должное взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.

1.7. В учреждениях медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) проверять исполнение порядка и условий признания лиц инвалидами.  Особое внимание уделять обоснованности отказа в признании инвалидом, своевременности разработки учреждениями МСЭ индивидуальных программ реабилитации (абилитации) (далее - ИПРА) инвалиду, соответствию ИПРА объемам бесплатно предоставляемых реабилитационных мероприятий.

1.7. В ходе проверок в учреждениях здравоохранения давать оценку законности, качеству и полноте медицинских услуг, оказываемых инвалидам, созданию специальных условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи инвалидам посредством оснащения медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья,  законности проводимых закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, своевременности и полноте исполнения контрактов, заключенных в целях достижения указанных выше целей.

1.8. При проверке учреждений социальной защиты проверять безопасность условий пребывания в них инвалидов.

При установлении небезопасных и некомфортабельных условий пребывания инвалидов в учреждениях социального обслуживания стационарного и полустационарного типа, угрожающих их жизни и здоровью, давать правовую оценку деятельности органов власти, руководства учреждений при осуществлении ими финансирования, содержания, строительства и ремонта зданий данных учреждений, а также расходовании выделенных бюджетных средств, соблюдению требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг, об использовании государственного и муниципального имущества.

Обращать особое внимание на законность взимания платы за проживание в учреждениях, на пресечение фактов конфликта интересов в действиях должностных лиц указанных учреждений, необоснованного расходования средств, аккумулируемых на личных счетах граждан, в том числе недееспособных, проживающих в учреждениях социального обслуживания.

Выяснять полноту, качество, своевременность предоставления социальных услуг инвалидам, в том числе оказываемых на дому, законность взимания платы за их оказание. 

1.10. При проведении проверок в аптечных учреждениях и организациях в обязательном порядке проверять обоснованность отказов инвалидам в выдаче бесплатных лекарств.

1.11. При проверках соблюдения прав инвалидов на образование в  образовательных организациях, в том числе в специализированных для детей-инвалидов, устанавливать соблюдение  принципов бесплатности получения инвалидами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования,  приоритетного приема на обучение за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов в пределах установленных квот;  создание  условий для медицинского обслуживания обучающихся (студентов) с ограниченными возможностями здоровья, а также беспрепятственного доступа к организациям образования маломобильных групп населения.

При выявлении нарушений ставить вопрос о привлечении руководителей образовательных учреждений к административной ответственности.

1.12. С учетом поступившей информации о нарушениях прав инвалидов на доступность приоритетных социальных объектов, жилья, в котором проживают инвалиды, с привлечением специалистов проводить проверки, в ходе которых обследовать здания, занимаемые организациями, учреждениями, объекты жилого сектора, в том числе введенные в эксплуатацию с 01.07.2016 многоквартирные дома, на предмет их доступности для инвалидов в соответствии с требованиями проектной документации.

При проверках в автотранспортных предприятиях, оказывающих услуги общественного транспорта, выяснять доступность для инвалидов транспортной инфраструктуры, в том числе адаптирование транспортных средств под нужды инвалидов.

В целях пресечения фактов нарушения запрета стоянки транспортных средств в местах, специально отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, мерами прокурорского реагирования понуждать органы ГИБДД к принятию исчерпывающих мер по реализации полномочий по возбуждению административных производств.  

Добиваться реального устранения нарушений законодательства в области обеспечения доступа лицам с ограниченными возможностями здоровья к объектам транспортной, социальной инфраструктуры, государственным и муниципальным учреждениям.  

1.13. Для обеспечения доступности информации для инвалидов при проверках библиотек, расположенных на поднадзорной территории, устанавливать наличие периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля.

1.14. При осуществлении надзора за  исполнением  законов в следственных изоляторах, исправительных и лечебно – профилактических учреждениях, исправительных  центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры  уголовно – исполнительной системы УФСИН России по Кировской области (далее - УИС), планировать и проводить  проверки соблюдения должностными лицами и иными сотрудниками пенитенциарных учреждений требований  законодательства, регламентирующего обеспечение прав и законных  интересов  содержащихся в них заключенных под стражу, осужденных  к лишению свободы и принудительным работам, являющихся инвалидами. При этом обращать особое внимание на состояние ведомственного контроля за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов, уголовно- исполнительного и иного законодательства.

1.15. При наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований безотлагательно направлять материалы проверок в органы предварительного расследования.

1.16. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов при рассмотрении сообщений о преступлениях в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов и расследовании уголовных дел данной категории, обращая особое внимание на принятие исчерпывающих  мер к возмещению причиненного ущерба, установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства.

1.17. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в интересах граждан, являющихся инвалидами, в порядке гражданского и административного судопроизводства. Систематически проводить проверки поднадзорных подразделений службы судебных приставов, обращая особое внимание на соблюдение принципов законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по судебным решениям, вынесенным в защиту прав инвалидов.

1.19. Докладные записки о состоянии законности в данной сфере и принятых мерах прокурорского реагирования направлять в прокуратуру области к 10 июля и 10 января.

2. Управление по надзору за исполнением федерального
законодательства прокуратуры области:

2.1. Осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в сфере обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе публикаций, размещаемых в информационно – коммуникационной сети Интернет, средствах массовой информации, продолжить взаимодействие с органами власти, контролирующими структурами, областными общественными организациями по защите прав инвалидов.

С учетом поступающих сведений о нарушениях законодательства о защите прав инвалидов проводить проверки отраслевых органов исполнительной власти области в части полноты принимаемых мер по реализации полномочий в сфере социальной защиты инвалидов, в Кировском  отделении ФСС РФ на предмет законности отказов в  выплате  инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение.

2.2. Обеспечить контроль за работой горрайспецпрокуроров, оказывать им практическую и методическую помощь в организации надзора, повышении профессиональной квалификации прокуроров.

Раз в полугодие анализировать результаты надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов. Результаты анализа использовать при планировании выездов с проверками и оказанием помощи.

2.3. Ежегодно организовывать работу «горячей телефонной линии», о чем информировать население через доступные средства массовой информации. По поступившим обращениям граждан проводить тщательные проверки.

2.4. На регулярной основе освещать в СМИ результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов.

2.5. Актуальные проблемы правоприменения в сфере социальной защиты инвалидов обсуждать на общественном совете по защите прав инвалидов при прокуратуре Кировской области, заседания которого проводить не реже 1 раза в полугодие,

3. Отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры области:

3.1. В рамках проверок, проводимых по фактам нарушения законодательства организациями образования, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, особое внимание уделять вопросам социальной защиты детей-инвалидов.

4. Отдел по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний:

4.1.  В ходе надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний проверять исполнение законодательства о социальной защите инвалидов, в отношении лиц, признанных инвалидами и находящихся в следственных изоляторах, исправительных учреждениях УИС ФСИН России по Кировской области.

5. Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области:

5.1. Раз в полугодие анализировать практику предъявления исков горрайспецпрокурорами в защиту прав инвалидов. Распространять положительный опыт прокуратур в данной сфере.

5.2. Систематически изучать и доводить до сведения горрайспецпрокуроров судебную практику работы прокуратур субъектов РФ по защите нарушенных прав инвалидов в судебном порядке.

6.  Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя прокурора области Окатьева А.Л.

Указание направить горрайспецпрокурорам, ознакомить с ним работников аппарата прокуратуры области. Опубликовать в Сборнике информационно-аналитических материалов прокуратуры Кировской области.

 

 

Прокурор области

 

государственный советник

юстиции 2 класса                                                                                 Н.В. Журков

 

 

 

перейти к списку версия для печати версия для печати

Органы прокуратуры области в районах


Выберите район:

Прокуратура Кировской области

2016, Все права защищены

При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.

Главная

Руководство

Структура

Документы

Взаимодействие со СМИ

Контакты

Правовое просвещение

Прокуратура Кировской области

Контакты

АДРЕС

610000, г. Киров ул. Володарского, 98

Телефон:

+7 (8332) 64-87-32
+7 (8332) 38-11-53

E-mail: prokuror@oblast.kirov.ru

Полезные ссылки